|
|
Компьютерные
игры: вред или польза
Компьютеризация нашей жизни давно стала
привычной и принесла с собой наряду с
пользойнемало проблем. Относится это и к
компьютерным играм - тем более, что ими в
основном увлекаются дети и подростки. В обществе
все больше распространяется мнение о том, что
они опасны для психики ребенка: развивают в нем
агрессивность, сужают круг его интересов,
обедняют эмоциональную сферу.
С 80-х годов в средствах массовой информации
появляется много сообщений, предупреждающих об
опасном влиянии компьютера в целом и
компьютерных игр в частности на психику
подростков. Среди основных обвинений -
зависимость, которая выражается в
психопатологических симптомах: неспособность
подростка переключаться на другие развлечения,
чувство мнимого превосходства над окружающими,
oскудение эмоциональной сферы и т.д.
Некоторые компьютерные игры провоцируют
агрессивное поведение, возвеличивание войн и
насилия, правого экстремизма.
В качестве негативных последствий указывают
сужение круга интересов подростка, стремление к
созданию собственного мира, уход от реальности.
Занятия с компьютером один на один, часто в
ущерб общению со сверстниками, приводят к
социальной изоляции и трудностям в межличностных
контактах. Негативную картину дополняют
соматические нарушения (снижение остроты зрения,
быстрая утомляемость и др.), которые, как
полагают, - прямое следствие "компьютеризации"
свободного времени подростков.
Приведенные
выше мнения высказывают не только в СМИ, но и
находят поддержку в научном сообществе.
Названные проблемы сделали необходимым
исследования, которые могли бы выявить
особенности подростков, проводящих большое
количество времени за компьютерными играми.
Исследование пользователей 9-16 лет в течение 5
месяцев показало, что введение компьютерных игр
в структуру увлечений изменяет предпочтения
других видов досуговой активности и их
интенсивность лишь на несколько недель; в
течение трех месяцев у большинства пользователей
восстанавливается прежняя структура хобби.
Интересен и другой результат, который
опровергает расхожее мнение: у игроков в
компьютерные игры, по сравнению с их
сверстниками, наблюдается более адаптивное
социальное поведение. У подростков не обнаружили
и серьезных нарушений психической деятельности
или симптомов "компьютерной" зависимости. Есть
лишь данные о переутомлении, боли в ногах (у
игроков с компьютерными автоматами), боли в
кистях рук (от судорожного сжимания джостика),
рези в глазах, общей возбужденности, трудности с
засыпанием.
В западном обществе одна из центральных тем
психологических
исследований - проблема агрессивности
несовершеннолетних и связанных с ней
правонарушений. Однако данные многочисленных
работ на эту тему свидетельствуют о том, что
игры с агрессивным содержанием способны
стимулировать агрессивность только у детей
младшего школьного возраста (6-9 лет). Так же
влияют на детей телепрограммы и рекламные ролики
с элементами насилия.
Тем не менее, накопленные эмпирические данные и
результаты проведенного исследования не
позволяют говорить об однозначно негативных
влияниях компьютерных игр на психику детей и
подростков.
Неумеренное использование компьютерных игр (как
и любого досуга) может приводить к
психопатологическим симптомам. Однако подобные
феномены наблюдаются лишь у одной десятой части
исследуемых. Очевидно, что в группе
патологических игроков налицо явная
"передозировка" игры как терапевтического
средства. Логично предположить, что
использование ее в разумных пределах может дать
положительный эффект.
Главный вред от компьютерных игр, главным
образом, связан с неумеренным их использованием.
Для любого возраста существуют, как известно,
определенные временные нормы, и придерживаться
их надо неукоснительно. Но те, для кого
компьютерные игры — источник средств к
существованию (производители игр, авторы
геймерских изданий, повествующих о пользе
компьютерных игр, владельцы компьютерных клубов)
утверждают совершенно обратное — есть
заинтересованные стороны. Просто каждый из них
заинтересован в своем и пытается этого добиться
любыми, доступными ему способами.
Можно
очень долго рассуждать на тему пользы и вреда
компьютерных игр. Однако самое смешное кроется в
том, что сами они не обладают ни признаком
вредности, ни признаком полезности, точно так
же, как и любой другой предмет. Ведь ножом можно
отрезать лимон, а можно и зарезать старушку. И
почему-то еще никому не пришло в голову
запретить ножи. Дело не в предметах, а в том
как, кем и с какой целью они используются.
Безусловно, родителям надо более внимательно
относиться к тому, чем занимается их ребенок
вообще, и к тому, в какие игры он играет, в
частности. Вред и польза компьютерных игр
являются одним из тех вопросов, на которые
невозможно дать однозначные ответы. Очевидно
одно: все хорошо в меру, и каждый человек должен
нести ответственность за свою жизнь, знать, что
для него вредно и гибельно, а что идет на
пользу.
» | Designed and Coding by Omen & Diz | « |
|